Собор Воскресения Христова в Арзамасе
Строительство Воскресенского собора в Арзамасе началось в 1814 году и было задумано как посвящение победе над Наполеоном и дань памяти погибшим в боях русским солдатам. Процесс строительства затянулся на 28 лет, столь долгий срок можно объяснить тем, что все необходимые средства арзамасцы собирали сами, по силе своих возможностей. Зато после окончания строительства в 1842 году у жителей города сформировалось к храму особое отношение — как к своему детищу, долгожданному и прекрасному творению. Храм действительно великолепен — величественный пятиглавый собор крестово-купольного типа с сорока восемью колоннами, с удивительными фресками на фронтонах. Немаловажно, что архитектором собора стал местный уроженец — Михаил Коринфский, талантливый классицист, ученик знаменитого московского архитектора Андрея Воронихина. Выполнение фресок было доверено ученикам школы академика А. В. Ступина. Фрески посвящены библейским сюжетам: на восточном фронтоне иллюстрируется сюжет «Воскресение Христа», на южном - «Явление святой троицы Аврааму», «Собор всех святых» изображён на западном фронтоне, «Покров Пресвятой Богородицы» - на северном.
Известный архитектор-реставратор Н. Н. Померанцев считал, что по своей монументальности и гармонии пропорций арзамасский собор Воскресения Христова не имеет себе равных среди соборов Москвы, его можно поставить в один ряд разве что с соборами Стасова в Петербурге.
Воскресенский собор считается главным храмом в Арзамасе, о том свидетельствует даже его расположение — храм построен на высоком холме и будто подчиняет себе все прочие храмовые постройки города.